• Рассказы капитана
  • Не Боги горшки обжигают
  • Тихоокеанские каникулы
  • Ошибка
  • Возвращение к себе
  • Матросский вальс
  • Приключения Дикки
  • Россыпь(НОВ.)
  • Заметки на полях...
  • Полярная рапсодия
  • Фотоальбомы
  • Камбуз
  • Рыбалка-дело тонкое!
  • Каталог
  • Гостевая "Кубрик"
  • РЕКЛАМА

    Рассказы не совсем еще старого капитана

    Арктика

    Потом, через пять суток пути мы вошли во льды… От горизонта до горизонта были громадные льдины. Мы шли, стараясь обходить их, однако когда судно все-таки наезжало на льдину, оно тяжело содрогалось от удара, мачты качались, посуда звенела… Льдина медленно вставала на дыбы, показывая какая она толстая! Лед в подводной части льдины был очень красив - зелено-голубой и весь изъеденный водой. Под водой льдина была намного толще, чем над водой. Вскоре просветы между льдинами стали все меньше и меньше, а удары все чаще и чаще… На льду попадались совершенно великолепные лужицы с водой, синей как будто ее синькой подсинили. Третий сказал, что это снежницы – это лед, который таял в течение многих-многих лет в этом месте и опять замерзал. В результате этого вода в лужице стала такая, что в ней отражается море и цвет неба усиливается в этом отражении. Теперь на мосту постоянно находился капитан. Вскоре просветы совсем исчезли и судно встало… идти дальше было некуда… По всему горизонту только бело-серый лед и все…

    Капитан спустился к себе в каюту и я решился спросить у Третьего:
    - Что будет дальше с нами?
    - Ничего страшного, скоро подойдет ледокол и выручит нас.

    Ледокол пришел на следующее утро. Это был очень красивый и я бы даже сказал нарядный кораблик, совсем не похожий на наше тяжелое судно-работягу. Он подходил к нам, как-то весело круша лед, который с громким глухим звуком вздымался от того, как ледокол своим скошенным внизу форштевнем (носом) подминал и взламывал его. Ледокол сделал круг вокруг нас, отчего наше судно дрожало и тряслось как бы в нетерпении – скорее пойти вперед! Затем он вышел у нас по носу и мы двинулись за ним, в том канале, который он проделывал своим корпусом в сплошном ледяном поле. Так мы медленно шли почти сутки, а потом встали… Оказалось, что этот ледокол уже не справляется с таким тяжелым льдом… Вечером пришло чудо! Это был тот самый первый в мире атомный ледокол «Ленин», о котором я уже столько слыхал и в школе, и по радио и по телевидению!

    В тот вечер я заснул с большим трудом, потому что был очень взволнован видом ледокола! Он был совсем такой же как на картинках, только на картинках он был совсем несерьезный, а этот…. Он был громадный.. приземистый… Когда ледокол проходил мимо нас чтобы обколоть нас с маленьким ледоколом, судно наше не просто тряслось, а прямо содрогалось от напора взламываемого льда. За кормой у него выныривали громадные горы льда. Он зашел перед нами и мы двинулись. Возглавлял караван «Ленин», за ним шел «наш» ледокол, который колол выныривающие из-под «Ленина» громадные льдины, чтобы они не повредили наше судно и потом – мы. Вот так нас и провели до Певека - цели нашего рейса.

    Там ждали нас, потому что мы были первым танкером, который привез им топливо для электростанции, для машин и самолетов после долгой зимовки.

    Обратный переход был практически без ледокола, потому что, как объяснил Третий, сжатие прекратилось, подул «отжимной» ветер и лед стал разреженным.

    Все было так же, если не считать того, что на судно напала белая медведица! Она была не белая, а какая-то желтоватая и просто огромная! Медведица с двумя медвежатами стояла на льдине и, когда один из медвежат прыгал в воду, она его лапой как поварешкой выкидывала опять на льдину! Все на палубе смеялись и радовались этому развлечению. Вдруг медведица бросилась к нашему судну и остановившись в нескольких метрах от просвета между льдинами, по которому мы шли, оскалилась и громко заревела. Она была очень сердита на нас, но никто на нее не обиделся, потому что все поняли, что она защищает своих детей!

    Вечером отец сказал, что мы зайдем в порт Провидения. Это на Чукотке. Как оказалось, у нас осталось мало пресной воды для питья и для умывания, и мы зайдем, чтобы набрать воды.

    Утром я быстро встал, умылся, пошел в кают-компанию и только начал пить чай, как раздался звонок. Буфетчица тетя Таня подняла трубку и улыбнувшись сказала, что это меня. Я взял трубку. Это был старший помощник капитана. Он сказал, что если я хочу посмотреть на китов, то должен поторопиться и подняться на мостик. Нужно ли говорить, что меня как ветром сдуло и я вихрем взлетел по крутым трапам на мостик.

    Киты были огромные! Целых три. Черные, с большими хвостами. Они то исчезали в воде, то показывались снова, блестя громадными черными спинами и громко выдыхали, выбрасывая облачко то ли пара то ли брызг. Зрелище такой красоты, что завораживало… Громадные туши так легки в воде и они явно играли друг с другом, поднимая вокруг себя тучи брызг…

    Потом была Камчатка с ее красивыми заснеженными остроконечными сопками….

    В Петропавловске-Камчатском мы съездили на Паратунку - это такое озерцо небольшое с горячей водой, которая бьет из родников. В нем можно купаться и зимой, в мороз - вода всегда горячая. Вода эта лечебная и поэтому долго в ней нельзя было сидеть, а жаль!

    Переход с Камчатки домой был довольно скучным, если не считать дельфинов, которых мы встретили незадолго до подхода к родному берегу. Если честно, очень хотелось домой…. Для меня это была первая в жизни столь долгая разлука с мамой, младшей сестренкой и друзьями – почти два месяца! А еще мне очень хотелось побыстрее рассказать ребятам о том, что я видел!

    Вот тогда, по возвращении из этого рейса я и понял кем буду когда стану взрослым.

    Ведро

    Кроме меня в том рейсе был еще один мальчик, сын механика - Сережка. Он был маленький, всего 6 лет и я чувствовал себя по сравнению с ним немножко взрослым. Мы часто затевали разные дела, эти дела не всегда были безопасными. Только чудо спасло меня в тот момент, когда я, помня кадры из фильмов, решил зачерпнуть ведром на веревке воды из-за борта на ходу… Сначала я хотел намотать веревку на руку, чтобы покрепче держать ведро, но передумал и привязал конец веревки к стальному релингу (поручню). Ведро полетело за борт и в какое-то мгновение произошло то, что и должно было произойти.

    Веревка резко натянулась, погнув стальной релинг и с громким хлопком лопнула, ударив меня при этом оборванным кончиком по тому месту, которое помнило мамин ремешок за мои шкоды в детстве. Мамин ремешок однако, был гораздо слабее.

    Я представил себе что было бы, намотай я веревку на руку и боль показалась мне не такой уж и сильной.. На попе остался большой и почти черный синяк, который долго болел и не сходил. Естественно, что никому об этом мы ничего не рассказали. Это был первый серьезный урок, который дало мне море - прежде чем что-то делать, нужно хорошенько подумать, что из этого может получиться.

    Баклажан

    Тихий океан, третьи сутки в одиночестве судно бежит в сторону дома. В кают-компании начался обед. Тишина, разговоров никаких почти. Все сосредоточенно ели вкуснейший судовой борщ и макароны по-флотски, которые капитан назвал, ужасно рассмешив меня при этом, «макароны с мусором». Внезапно в кают-компанию врывается взволнованно-взъерошенный Сережка, даже не спросив разрешения у капитана войти и истошным голосом закричал:

    - Там баклажан прилетел!!! Большой-пребольшой!!!

    Тишина… Капитан медленно, явно с трудом сдерживая улыбку, спрашивает его:

    - Молодой человек, а вы уверены что это именно баклажан прилетел?
    - Ну да, мне боцман сказал. Он черный такой, с большим-пребольшим носом, на мачту сел!
    - В таком случае сдается мне, что все-таки это прилетел не баклажан, а баклан, не так ли??
    - Ой… да….. точно…. баклан….

    Тут уж никто не смог больше сдерживаться и кают-компания разразилась совсем необычным для этого места во время обеда хохотом.

    Библиотека

    Всю свою жизнь, сколько себя помню, я много читал. В детстве очень любил сказки Г.Х.Андерсена, позже увлекся фантастикой и она на всю жизнь стала моим любимым чтением. Потом я открыл для себя классику. Не так как «проходят» в школе, а серьезно, по-настоящему. Приходя на новое судно, я первым делом интересовался – какая там библиотека. Практически все, что было, прочитывалось от корки до корки. Судовая библиотека - это обычно большой шкаф или стеллажи с дверцами, а ключ хранится у одного из членов экипажа. Никто не записывает что ты берешь и когда возвращаешь – этого делать нет необходимости в маленьком экипаже. Совсем другое дело на большом пассажирском судне или ледоколе с большим экипажем – там все как в настоящей библиотеке на берегу.

    На третий или четвертый день того рейса был шторм и не было возможности выйти на палубу. Я решил почитать… Узнав у вахтенного матроса где находятся книги и у кого ключ, я направился за ним. Когда я стал стучать в дверь каюты, проходящий мимо моторист сказал, что Володя (его имя врезалось мне в память), который мне нужен, отдыхает после ночной вахты и не нужно его будить. К обеду он проснется и тогда откроет мне библиотеку… Я же продолжил стучать и в конце концов он поднялся, открыл мне дверь и сказал что в обед откроет.. Я стал просить…. Он молча оделся и так же молча пошел и открыл мне библиотеку… Получив, что хотел, я сразу же стал очень сильно переживать о том что сделал, но сделанного не вернуть… Потом, гораздо позже я уже на своем опыте вполне осознал что такое ночная вахта и почему нельзя трогать человека, отдыхающего после нее…. Всю мою дальнейшую жизнь, до сих пор, мне очень стыдно за тот поступок. Я никогда о нем не забываю, хотя и хотелось бы забыть… Это был еще один серьезный урок того рейса ….

    Далее --->